С 1 сентября 2022 года изменяются нормы, регулирующие объем документарной нагрузки на учителей.
Принятые поправки в закон «Об образовании» устанавливают, что учителя не обязаны более готовить отчеты за пределами перечня, утвержденного Минпросвещения, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде.
В ходе подготовки изменений в закон, Рособрнадзором была создана межведомственная рабочая группа, которая на примере пяти субъектов РФ (Пензенская область, Московская область, Чувашская Республика, Липецкая область и Федеральная территория «Сириус») проанализировала, какие запросы и от кого поступают в школы, и какие документы в школьной отчетности являются избыточными и от них можно отказаться.
Эти изменения позволят максимально снизить бюрократическую нагрузку на педагогов: для заполнения учителем оставлен только необходимый перечень документов, который напрямую связан с ведением образовательного процесса. Ведение остальной документации в школах должно быть возложено на иных административных работников. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев ранее сообщил, что данный шаг позволит вдвое снизить объем документарной нагрузки на учителя.
С 1 сентября 2022 года перечень документации для учителя ограничен пятью пунктами:
1) рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
2) журнал учета успеваемости;
3) журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
4) план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководителя);
5) характеристика на обучающегося (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководителя, по запросу).
Подробнее о вступающих в силу изменениях в нашем информационном видеоролике:

Горячая линия Рособрнадзора по вопросам документационной нагрузки на педагогических работников продолжает работу. В случаях несоблюдения введенных ограничений педагоги могут направить обращения на электронную почту горячей линии: stop_nagruzka@obrnadzor.gov.ru
При этом необходимо указать регион, школу и удобный способ обратной связи. Все поступившие обращения будут рассмотрены специалистами Рособрнадзора.
Премьер-министр России отметил, что об этом подробно говорил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию
МОСКВА, 18 апреля. /ТАСС/. Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил Рособрнадзору к началу нового учебного года снизить административную нагрузку на учителей.
"Это, на самом деле, проблема, о которой знают все учителя. К сентябрю надо сделать все, чтобы мы до конца в буквальном смысле слова лета все вопросы, связанные с нормативной базой, решили. Это касается и поручения по снижению административной нагрузки", - сказал глава кабмина на встрече с руководителем Рособрнадзора Анзором Музаевым.
Мишустин напомнил, что об этом подробно говорил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию. "Здесь необходимо все усилия предпринять, прошу строго следить за тем, чтобы по всем поручениям послания были реализованы все необходимые условия", - заключил премьер.

Чат-бот «Помощник Рособрнадзора», созданный на платформе «Сферум», с января 2025 года стал доступен педагогам школ из всех регионов России. Ранее учителя из Пензенской и Владимирской областей уже успели оценить преимущества нового инструмента поддержки в пилотном режиме.
Данный инструмент призван помочь учителям получить оперативные ответы на вопросы о бюрократической нагрузке. Например, по участию в мероприятиях, выходящих за рамки образовательной программы, поступающим в школу запросам, работе с документами.
«Рособрнадзор продолжает внедрять современные технологии для повышения качества взаимодействия с гражданами и профессиональным сообществом. Чат-бот «Помощник Рособрнадзора» на платформе «Сферум» призван облегчить и оптимизировать работу учителей, помочь им лучше разобраться в своих правах и сообщать нам о случаях их нарушения. Мы рассчитываем, что он станет надежным инструментам поддержки педагогов, который поможет им справиться с возникающими проблемами, сделает взаимодействие с Рособрнадзором максимально простым и эффективным», – заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
«Сферум» регулярно совершенствует сервис, учитывая пожелания педагогического сообщества. Одним из таких запросов была возможность коммуникаций педагогов с представителями Рособрнадзора. Чат-бот «Помощник Рособрнадзора» был успешно протестирован в двух пилотных регионах и уже подтвердил свою надежность с момента запуска в начале января 2025 года по всей России. Надеемся, что новый инструмент поможет учителям оперативно и удобно получать ответы на все вопросы, связанные с бюрократической нагрузкой», – прокомментировал руководитель сервиса «Сферум» VK Рубен Акопов.
Чат-бот работает в гибридном формате: часть ответов сервис дает автоматически. Если же вопрос требует более детального рассмотрения, сообщение перенаправят региональному эксперту для подготовки ответа. Модель работы чат-бота предусматривает контроль за решением проблем каждого конкретного педагога. Если региональный орган не смог урегулировать вопрос, тогда Рособрнадзор возьмет его на свой контроль.
Для взаимодействия с чат-ботом пользователь должен быть зарегистрирован в «Сферуме» и иметь подтвержденную роль учителя. Чат-бот доступен по ссылке.
Министерство образования Архангельской области провело установочное совещание в формате видео-конференц-связи с руководителями муниципальных органов управления образования.
В центре внимания — ключевые темы совместной работы в 2023 году. Он будет особым, поскольку президент России Владимир Путин объявил его Годом педагога и наставника.
Наступивший 2023 год, действительно, окажется знаковым. Например, в преддверии новогодних праздников был принят федеральный закон, позволяющий передавать муниципальные образовательные учреждения на региональный уровень. Появилось законодательное право для выстраивания единого образовательного пространства. Именно такова главная цель законодателей.
«Прежде чем принимать любые управленческие решения, важно проанализировать их возможные результаты. Именно такую работу необходимо провести на местах в самые кратчайшие сроки применительно к новым возможностям, которые предоставляет федеральный центр. Соответствующая работа будет проведена и специалистами Министерства образования Архангельской области, — отметил глава регионального ведомства Олег Русинов».
Еще одна важная тема — снижение бюрократической нагрузки на педагогов. Она также получила законодательную поддержку. Существует перечень документов, с которыми должны работать наставники. Все остальные отчеты должны уйти в прошлое, ведь учитель прежде всего занимается образованием и воспитанием детей, а не бумажной волокитой.
«В министерстве образования Архангельской области созданы две горячие линии по вопросам снижения бюрократической нагрузки на педагогов. Мы готовы проконсультировать по телефону: 8(8182) 285-585. Также наставники могут обратиться со своими вопросами по адресу электронной почты: stop.nagruzka29@yandex.ru», — рассказала начальник отдела общего образования Минобра Поморья Анна Микерова.
Школы и детские сады возобновили работу после зимних каникул. Поэтому еще одним акцентом совещания стала задача по обеспечению безопасности детей в образовательных организациях. И речь не только об антитеррористической и пожарной безопасности учебного процесса. Например, не стоит забывать об уборке снега с крыш, тем более что синоптики обещают Поморью потепление в ближайшие дни.
«Обращаю ваше внимание и на важность взаимодействия с родителями воспитанников детских садов и школьников. Это не должны быть формальные собрания! Необходимо в отрытом и прямом диалоге разбираться с теми вопросами, которые волнуют представителей родительского сообщества, — подчеркнул министр образования Архангельской области Олег Русинов. — Кроме того, появляются новые возможности для детей, о которых тоже должны знать их родители. Например, сейчас активно развивается региональное отделение Российского движения детей и молодежи «Движения первых». Безусловно, важно вести просветительскую работу, рассказывая о новых проектах как детям, так и взрослым».