Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Для достижения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, необходимо создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, то есть развитие цифрового образования как основы развития цифровой экономики…
Из Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Реализация мероприятий федерального проекта осуществляется путем предоставления межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субсидии по результатам соответствующих отборов, в том числе по:
- внедрению целевой модели цифровой образовательной среды, которая позволит во всех образовательных организациях на территории Российской Федерации создать профили "цифровых компетенций" для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие процессы;
- созданию сети из центров цифрового образования для детей "IT-куб".
Реализация мероприятий федерального проекта окажут существенное влияние на оптимизацию деятельности образовательных организаций, а также обеспечат создание условий для глобальной конкурентоспособности российского образования, обеспечения высокого качества обучения, направленных на улучшение качества жизни в каждом регионе, что характеризует о существенном вкладе и достаточности планируемых результатов федерального проекта в достижение целей и показателей федерального проекта.
Кабинеты "Цифровой образовательной среды"
«Цифровая образовательная среда» (далее - ЦОС) — это федеральный проект нацпроекта «Образование», направленный на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды.
ЦОС — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения. Однако, речь не идёт об отмене традиционной классно-урочной системы.
Под ЦОС понимают единую информационную систему, которая объединит всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений.
ЦОС включает в себя:
- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;
- Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;
- Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Кабинеты цифровой образовательной среды открывают массу возможностей по трансформации и модификации образовательной среды.
Возможности, которые дает ЦОС:
расширение возможностей построения образовательной траектории;
доступ к самым современным образовательным ресурсам;
растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
повышение прозрачности образовательного процесса;
облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
автоматизация мониторинга за образовательным процессом;
оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;
повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия;
сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота.
рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору;
рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;
повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;
повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов;
повышение прозрачности образовательного процесса;
оперативность мониторинга за результатами.
ЦОС в школе обеспечивает в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности:
планирование образовательного процесса;
размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
фиксация хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет;
использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
контроль доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
осуществление взаимодействия образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Нормативная документация для реализации проекта
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами
предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.
Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.