Российское законодательство предусматривает различные меры профилактики, предупреждения преступлений, совершаемых
Основной мерой уголовно-правового характера является уголовная
К уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в
Преступление будет считаться законченным с момента совершения
Действия взрослого лица по подстрекательству несовершеннолетнего к
вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, а также за
Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления возможен не
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления будет иметь
Более тяжелое наказание предусмотрено за совершение преступления
Неправомерное поведение несовершеннолетних всегда вызывает острую обеспокоенность и тревогу органов государственной власти и общества в целом.
В настоящее время, когда активизировалась деятельность деструктивных субъектов, активно вовлекающих подростков в массовые несанкционированные акции, данная проблема приобрела особую остроту.
Следует помнить, как самим подросткам, так и их законным представителям, что такие мероприятия могут быть использованы для антиконституционных демонстраций, провокаций общественных беспорядков и нарушения прав и интересов граждан, а также не забывать об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.
Так, например, несовершеннолетний, являясь субъектом административных правонарушений, подлежит административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.
Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них влечет наложение административного штрафа на граждан до двадцати тысяч рублей.
За мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, влечет наложение административного штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, назначенный административный штраф может быть в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
За вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния наказание может быть в виде административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Административное наказание предусмотрено за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Размер наказание увеличен за аналогичные действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Также административно-наказуемы организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и передвижению граждан в общественных местах либо участие в таких мероприятиях, если это повлекло нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Запрещены публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").
Подросткам, достигшим возраста административной и уголовной ответственности, нужно помнить, что участие в незаконных массовых акциях в зависимости от конкретных обстоятельств может образовывать составы, как административных правонарушений, так и преступлений. Привлечение к административной или уголовной ответственности может негативно отразиться в дальнейшем в жизни несовершеннолетних и их законных представителей.
Экстремистская деятельность создает реальную угрозу жизнедеятельности государства, посягает на конституционные права и свободы граждан России, общественную безопасность и общественный порядок.
Исходя из степени общественной опасности проявлений экстремизма, в 2002 году был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (№114-ФЗ от 25.07.2002), а также внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за противоправные действия экстремистского характера.
С момента начала системной борьбы с экстремизмом, он в значительной степени эволюционировал от редких, по большей части хулиганских проявлений, к массовым противоправным акциям, взрывам, поджогам, убийствам, иным тяжким преступлениям, а единичные субъекты экстремистской деятельности сменились экстремистскими сообществами, вовлекающими в свою деятельность значительное количество лиц, в первую очередь из числа молодежи.
Экстремизм (от лат. «крайний») – приверженность крайним взглядам, мерам. Как правило, выражается в применении силы, агрессии, бандитизме, терроризме, разжигании розни и т.д.
В сущности, экстремизм является идеологически мотивированным деянием, направленным на достижение конкретной цели в виде посягательства на конституционные основы государственного строя, общественную безопасность или интересы общества, публично совершенное общеопасным способом.
За совершение экстремистских действий законодательством Российской Федерации предусмотрена юридическая ответственность.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие основные правонарушения:
Статья 20.3 КоАП РФ Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами;
Статья 20.29 КоАП РФ Производство и распространение экстремистских материалов;
Статья 20.3.1 КоАП РФ Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
Ответственность за данные правонарушения экстремистского характера предусматривается в виде штрафов в размере до 20 000 рублей для граждан (для юридических лиц – до 1 млн), а также обязательных работ на срок до 100 часов и административного ареста до 15 суток.
Уголовный кодекс Российской Федерации включает в себя следующие основные составы экстремистских преступлений:
Статья 280 УК РФ Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
Статья 282 УК РФ Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;
Статья 282.1 УК РФ Организация экстремистского сообщества;
Статья 282.2 УК РФ Организация деятельности экстремистской организации;
Статья 282.3 УК РФ Финансирование экстремистской деятельности.
За данные преступления экстремистской направленности Уголовным кодексом Российской Федерации, предусмотрены наказания в виде штрафов до 800 тысяч рублей, обязательных работ до 480 часов, ограничение свободы до 2 лет, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 15 лет.
Существует большое количество видов экстремизма, которые выделяются в зависимости от различных критериев (направленность, мотив, цель и т.п.). Основные виды экстремизма, выделяемые по направленности – это религиозный и национальный экстремизм. В зависимости от цели (мотива) экстремистской деятельности выделяют также политический экстремизм.
Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.
Национальный экстремизм проявляется в сфере межнациональных отношений – в разжигании ненависти между нациями и народностями, в региональных войнах, вооруженных конфликтах, акциях геноцида, выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав и интересов, отвергая подобные права других национальных и этнических групп.
Политический экстремизм – использование радикальных форм и методов борьбы с действующей властью, достижение политических целей крайними методами, вплоть до террористических актов.
Как уже было отмечено, экстремизм сегодня приобретает все более организованные формы, в частности выражаясь в деятельности экстремистских организаций.
Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Список организаций, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации в связи осуществлением экстремистской деятельности, постоянно обновляется и публикуется на официальном сайте Минюста Российской Федерации.
В качестве отдельного вида экстремизма можно выделить молодежный экстремизм – взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.
Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью, отсутствием четкой идеологической основы. Действия молодых экстремистов более жестоки, так как в силу своего возраста они не боятся смерти, тюрьмы, физических травм. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.
Первым шагом на пути к членству в молодежной экстремистской организации зачастую становится вовлечение в асоциальные неформальные молодежные субкультуры (например, футбольные фанаты, сатанисты). Конечно, не все субкультуры оказывают негативное воздействие на личность подростка.
Также зачастую для молодежного экстремизма характерно совершение преступлений и правонарушений в сети Интернет.
Нужно проявлять внимание и критически относиться к тому, что размещается на страницах (на своей странице!!!) в социальной сети, это касается и текстов, и аудиозаписей, и видеоматериалов и даже комментариев. Нужно иметь в виду, что деятельность в сети Интернет отслеживается сотрудниками правоохранительных органов.
Прокуратура района обращает внимание родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних на необходимость уделять особое внимание на нахождение детей без присмотра на водных объектах в летний период времени.
Помните, что бесконтрольное нахождение детей на водоемах представляет угрозу для их жизни и здоровью.
При этом, именно родители (иные законные представители) несовершеннолетних несут ответственность за своих детей. За ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей родители (иные законные представители) несовершеннолетних могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.
В случае выявления фактов нахождения несовершеннолетних на водоемах без сопровождения взрослых родители (иные законные представители) подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию детей, защите их прав и законных интересов в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние влечет уголовную ответственность по ст. 125 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В целях предотвращения несчастных случаев с детьми на водных объектах прокуратура района призывает родителей, а также иных законных представителей и взрослых, находящихся на водоемах совместно с детьми, осуществлять непрерывный контроль за детьми, не оставлять их без присмотра, не допускать купания в отсутствие родителей или иных законных представителей. Не оставляйте детей одних вблизи водоемов! Берегите их жизнь и здоровье!
Наше поколение живет в таком времени, когда роль информационных технологий огромна в жизни каждого из нас. К сожалению, информационные технологии используются не только во благо, но и во вред, например для совершения преступлений. Преступления против собственности, совершаемые с использованием информационных технологий или в сфере компьютерной информации как гражданами, так и организациями, продолжают оставаться одними из самых трудно раскрываемых по причине специфики механизма совершения преступления.
Злоумышленники обладают большим спектром методов совершения преступлений, одним из которых является социальная инженерия, с развитием информационных технологий получивший более широкое распространение.
Метод социальной инженерии - это метод несанкционированного доступа к конфиденциальной информации (пароли, банковские данные и т. д.) или системам хранения информации, основанный на особенностях психологии людей. С применением информационных технологий и методов социальной инженерии преступления стали более изощренными и трудно раскрываемыми.
Вот ряд наиболее часто применяемых методов социальной инженерии.
Претекстинг - это действие, отработанное по заранее составленному сценарию (претексту). В результате цель (жертва) должна выдать определённую информацию или совершить определённое действие. Например, поступает звонок от якобы сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
Фишинг – это техника, направленная на жульническое получение конфиденциальной информации. Обычно злоумышленник посылает жертве email, подделанный под официальное письмо — от банка, платёжной системы, Интернет-магазина — требующее «проверки» определённой информации или совершения определённых действий, обычно содержит ссылку на фальшивую web-страницу, имитирующую официальную.
Троянский конь - эта техника эксплуатирует любопытство либо алчность цели. Злоумышленник отправляет email, содержащий во вложении важное сообщение, например о наличии административного штрафа и с предложением загрузить по Интернет-ссылке приложение для получения более подробной информации. Пройдя по этой ссылке, пользователь вместо обещанного официального приложения скачивает себе вредоносную (троянскую) программу.
Дорожное яблоко - этот метод атаки представляет собой использование физических носителей. Злоумышленник может подбросить инфицированный CD-диск или карту памяти в месте, где их можно легко найти (коридор, лифт, парковка). Носитель подделывается под официальный и сопровождается подписью, призванной вызвать любопытство, в результате использования – скачивание вредоносной программы.
Обратная социальная инженерия, где целью обратной социальной инженерии является заставить жертву саму обратиться к злоумышленнику за «помощью». С этой целью злоумышленник может применить следующие техники: диверсия (создание обратимой неполадки на компьютере жертвы), реклама (злоумышленник подсовывает жертве объявление вида «Если возникли неполадки с компьютером, позвоните по такому-то номеру»).
Мошенники совершают серию однотипных преступлений, эффективность раскрытия и расследования преступлений данной категории напрямую зависит от своевременного сообщения потерпевшими всех обстоятельств совершенного преступления.
Чтобы не стать жертвами мошенников, будьте внимательны:
- не сообщайте никому реквизиты вашей карты!
- не спешите переходить по ссылкам на Интернет-сайты!
- не доверяйте сторонним приложениям!
- не спешите выполнить то, о чем вас просят - позвоните в банк, оператору связи, родственникам, друзьям!
Проблема наркомании с каждым днем все более остро стоит перед современным обществом. Сегодня, как никогда, важно уделять максимально возможное внимание профилактике пристрастия подростков к наркотикам.
Стоит отметить, что по статистике только 2-3% наркозависимых возвращаются к нормальной жизни, навсегда с уверенностью сказав «нет!» психоактивным веществам. Оставшиеся, несмотря на все попытки избавиться от пагубного пристрастия, рано или поздно возвращаются к употреблению, если не получат своевременной помощи в реабилитационном центре.
Согласно статистических данных антинаркотической комиссии Архангельской области в 2023 году в государственных медицинских организациях области зарегистрировано 949 потребителей наркотических средств. Количество зарегистрированных потребителей наркотических средств с вредными последствиями увеличилось на 11,3 %. С диагнозом «наркомания» зарегистрировано врачами-наркологами 9 несовершеннолетних (в 2022 году – 7), с диагнозом «употребление наркотических средств с вредными последствиями» – 23 несовершеннолетних (в 2022 году – 36). Среди населения Архангельской области зарегистрировано 26 случаев острых отравлений от употребления наркотических веществ, из них 15 случаев закончились летальным исходом.
Профилактика развития наркозависимости среди несовершеннолетних не может обеспечиваться усилиями только медицинской службы. Необходима совместная деятельность родителей, врачей, психологов, педагогов, правоохранительных органов, широкой общественности.
Профилактика должна ориентироваться не только на старшеклассников, которые уже имеют достаточно сформированное мировоззрение. Уже в младших группах, с 6-7 лет, необходимо проводить профилактические беседы и рассказывать детям, как внешне выглядят люди, употребляющие наркотики. Это поможет создать в сознании детей негативный образ наркозависимого человека. Необходимо объяснять, что употребление наркотиков губительно сказывается не только на здоровье, но и на внешности употребляющего.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» потребление наркотиков и психотропных веществ запрещено на всей территории Российской Федерации. За употребление и распространение наркотических средств и психотропных веществ законодательством Российской Федерации предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Уголовным законом запрещены их незаконный оборот, незаконное производство, контрабанда, а также, склонение несовершеннолетних к потреблению. Также установлена ответственность за распространение информации, запрещенной для распространения среди всех несовершеннолетних, к которой относится та, которая способна вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, местах приобретения таких средств, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений
Общественный порядок – это совокупность общественных отношений, обеспечивающих обстановку общественного спокойствия, достойного поведения граждан в общественных местах, нормальную работу организаций, учреждений, предприятий, общественного и личного транспорта, неприкосновенность личности. Для обеспечения общественного порядка необходимо обеспечение исполнения гражданами правил поведения в общественных местах.
Права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в статье 55 Конституции Российской Федерации, а согласно статье 17 - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Понятие "общественное место" охватывает любые помещения и территории, предназначенные для нахождения в них людей и обладающие свободным доступом к ним. Определяющим условием при определении отношения места совершения правонарушения к общественному является его доступность для посещения гражданами.
Наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные части 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важны именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им. За совершение мелкого хулиганства закон предусматривает два вида альтернативных наказаний: административный штраф и административный арест.
Уголовная ответственность по статье 213 Уголовного кодекса Российской Федерации (хулиганство) наступает не просто в случае нарушения общественного порядка с явным неуважением к обществу, а с учетом действий насильственного характера (применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия) или мотивов, связанных с ненавистью (национальной, религиозной и т.п.), либо на транспорте общего пользования (железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном и др.).
В зависимости от конкретных обстоятельств совершения преступления, предусмотренного статьей 213 Уголовного кодекса Российской Федерации, приговором суда может быть назначено наказание в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, лишения свободы на определенный в статье срок. В соответствии с действующим законодательством уголовная ответственность наступает при достижении возраста 16 лет. При совершении преступлений, предусмотренных частями второй и третьей данной статьи - хулиганство при отягчающих обстоятельствах, уголовная ответственность наступает при достижении возраста 14 лет.
Уголовная ответственность установлена также за осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (статья 214 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вандализм).
В случае умышленного уничтожения или повреждения имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наступает уголовная ответственность в соответствии со статьей 167 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба – административная ответственность по ст. 7.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виновному лицу за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, может быть назначено административное наказание в виде штрафа от 3000 до 5000 рублей.
В соответствии со статьями 1073-1074 Гражданского кодекса Российской Федерации за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем.
Федеральным законом от 12.12.2023 № 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – закон № 565) определены правовые, экономические, организационные основы государственной политики в сфере занятости населения, государственного контроля за соблюдением законодательства о занятости населения. Согласно Закону № 565 гражданами, испытывающими трудности в поиске работы, признаются в том числе несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время отнесена к основным мерам государственной поддержки в сфере занятости населения, которые предоставляются государственными учреждениями, созданными в целях осуществления полномочий в сфере занятости населения (далее
Информирование несовершеннолетних граждан о временном трудоустройстве осуществляется посредством федеральной государственной информационной системе Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" в разделе, посвященном порядку предоставления меры поддержки, в виде текстовой и графической информации, а также непосредственно в помещениях центра занятости населения в виде текстовой и графической информации, размещенной на стендах, плакатах и баннерах, или консультаций с работниками центра занятости населения.
Дополнительно информирование осуществляется с использованием официального сайта ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» и группы в социальной сети «ВКтонтакте» (Кадровый центр по Пинежскому округу»). Иные сведения запрашиваются центром занятости населения в порядке межведомственного электронного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы.
Центр занятости населения не позднее 1 рабочего дня после дня направления несовершеннолетним гражданином заявления и анкеты проводит оценку его анкеты на предмет соответствия требованиям. При ее соответствии требованиям заявление считается принятым центром занятости населения.
Заявление несовершеннолетнего гражданина подается в электронной форме в центр занятости населения независимо от места жительства или места пребывания несовершеннолетнего гражданина; может быть подано на основании групповой заявки организации, осуществляющей образовательную деятельность;
подписывается несовершеннолетним гражданином простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной подписью.
Несовершеннолетний гражданин вправе обратиться в центр занятости населения за содействием в подаче заявления в электронной форме, по иным вопросам путем личного посещения. В центрах занятости населения несовершеннолетнему гражданину обеспечивается доступ к единой цифровой платформе, а также оказывается необходимое консультационное содействие.
При личном посещении центра занятости населения несовершеннолетний гражданин предъявляет паспорт или документ, его заменяющий, подать заявление и анкету.
В случае если заявление подано несовершеннолетним гражданином в выходной или нерабочий праздничный день, днем направления заявления считается следующий за ним рабочий день. Уведомление о принятии заявления направляется несовершеннолетнему гражданину в день его принятия с использованием единой цифровой платформы.
Информирование несовершеннолетнего гражданина о направлении ему уведомлений через единую цифровую платформу осуществляется путем автоматизированного формирования и передачи текстовых сообщений на адрес электронной почты несовершеннолетнего гражданина, указанный в личном деле несовершеннолетнего гражданина, формируемом в электронной форме в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации".
В принятии заявления может быть отказано, если установлено несоответствие анкеты требованиям к информации; превышение максимально допустимого числа заявлений, поданных по групповой заявке организации, осуществляющей образовательную деятельность. Уведомление об отказе в приеме заявления направляется несовершеннолетнему гражданину не позднее следующего рабочего дня со дня проведения оценки анкеты с указанием причин отказа.
Временное трудоустройство несовершеннолетнего гражданина прекращается по истечении указанного в заявлении периода временного трудоустройства несовершеннолетнего гражданина или исполнения ему 18 лет, если до указанного момента ему не были подобраны центром занятости населения предложения (варианты) временного трудоустройства.
Результатом организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан является формирование на единой цифровой платформе базы вакансий для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в соответствии с договорами, заключенными с работодателями. Результатом сервиса "Временное трудоустройство учащихся" является перечень предложений (вариантов) временного трудоустройства; результаты проведения переговоров о временном трудоустройстве; финансовая поддержка несовершеннолетнему гражданину в период временного трудоустройства.
Конституцией Российской Федерации установлено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Все эти обязанности закреплены в статьях 64 и 65 Семейного кодекса Российской Федерации. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.
С началом каникул, несовершеннолетних может подстерегать повышенная опасность на дорогах, у водоёмов, в лесу, на игровых площадках, в садах, во дворах. Этому может способствовать, прежде всего, отсутствие должного контроля со стороны взрослых и незанятость детей организованными формами отдыха.
Чтобы дети, как в период летних каникул, так и по их завершении были отдохнувшими и здоровыми законным представителям надо помнить ряд правил и условий при организации отдыха:
— в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) несовершеннолетним законодательно запрещено появляться в общественных местах без сопровождения взрослых;
— при отправлении с ребенком куда-либо вне дома, необходимо заранее условиться с ним о месте встречи, на случай если ребенок потеряется;
— особое внимание уделите поведению детей на улице (общению с незнакомыми людьми, играх на необорудованных спортивных и игровых площадках;
— разъясните ребенку соблюдение правил дорожного движения, пожарной безопасности и обращения с электроприборами;
- предостерегите детей о возможных действиях мошенников, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— примите меры по организации занятости детей организованными формами отдыха путем направления их в детские оздоровительные пришкольные и загородные лагеря труда и отдыха.
В случае нарушения подростками установленных законом требований, несовершеннолетние и их родители согласно действующему законодательству Российской Федерации, могут быть привлечены к административной и/или уголовной ответственности.
Так, основными видами нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, являются следующие:
— неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа от 100 до 500 рублей);
— появление в общественных местах в состоянии опьянения (20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до одной 1500 рублей или административный арест на срок до 15 суток);
— нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими алкогольной и спиртосодержащей продукции возрасте до шестнадцати лет (ст. 20.22 КРФобАП влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 1500 до 2000 рублей);
— нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной 15000 до 30000 рублей);
— вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 1 ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф от 1 500 до 3 000 рублей; ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ, штраф от 4 000 до 5 000 рублей);
— нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ч. 1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф от 500 до 1 500 рублей; ч. 2 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф от 2 000 до 3 000 рублей);
— мелкое хулиганство (ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф от 500 до 1 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток);
— управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф от 5 000 до 15 000 рублей);
— управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф на несовершеннолетнего 45 000 рублей).
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) регулируются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В 2024-2025 годах в Закон об образовании внесены следующие изменения, вступившие в силу в 2025 году.
Федеральным законом от 08.08.2024 № 315-ФЗ перечень обязанностей образовательной организации при осуществлении своей деятельности дополнены обязанностью создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми- инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка- инвалида).
Установлено, что основанием для организации обучения на дому являются обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и медицинское заключение, выданное медицинской организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере здравоохранения, о наличии у ребенка заболевания, включенного в перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Основанием для организации обучения в медицинской организации являются обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и справка, выданная медицинской организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, подтверждающая факт госпитализации ребенка в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Преимущественное право зачисления в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности, в сфере вневедомственной охраны, а также в сфере обеспечения общественной безопасности в пределах своих полномочий, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно- правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской
Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ вступил в силу с 01.03.2025.
Статьей 29 Закона об образовании регламентирован порядок информационной открытости образовательной организации. Федеральным законом от 08.08.2024 № 328-ФЗ в статью внесены изменения, которыми установлено, что информация и документы о деятельности образовательной организации, не указанные в части 2 статьи 29, предоставляются руководителем (заместителем руководителя) образовательной организации по обращению гражданина, организации либо должностного лица государственного органа или органа местного самоуправления при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Образовательная организация вправе не предоставлять организациям, государственным органам и органам местного самоуправления информацию и документы при отсутствии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изменения вступили в силу с 01.03.2025. Согласно изменениям, взнесенным в закон об образовании Федеральным законом от 23.05.2025 № 103-ФЗ (вступили в силу с 23.05.2025), право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах отдельной квоты имеют в том числе дети военнослужащих, сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, направленных в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах либо в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации принимавших участие в боевых
Федеральным законом от 28.12.2024 № 544-ФЗ внесены изменения в статьи 67 и 78 Закона об образовании, вступившие в силу с 01.04.2025, согласно которым иностранные граждане принимаются на обучение по основным общеобразовательным программам при условии предъявления документа, подтверждающего законность их нахождения на территории Российской Федерации, а при приеме на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования также при условии успешного прохождения на бесплатной основе в государственной или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения указанных образовательных программ. Лица, не прошедшие тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, не допускаются до освоения указанных образовательных программ.